Большинство из нас, отправляясь в путешествие, как правило, отдают предпочтение авиакомпаниям. Этот вид транспорта очень удобен и дает возможность сохранить кучу времени. Но случается так, что часто случаются разные задержки рейсов. Такие задержки подчас вызваны банкротствами авиакомпаний, авариями воздушных судов. В таких ситуациях крайними всегда оказываются пассажиры. Им приходится часами, а то и сутками сидеть в залах аэропортов ожидая вылета, который подчас воспринимается как чудо после очередной длительной задержки. А в некоторых случаях последствия неправильного выбора авиаперевозчика бывают довольно печальными.

На многих Интернет-форумах можно увидеть замечания экспертов, которые упрекают пассажиров в том, что они неправильно выбрали ту или иную авиакомпанию для перелета по данному маршруту. А ведь обладая внутренней информацией о состоянии безопасности и экономики какой-нибудь авиакомпании, можно сделать довольно правильный выбор авиакомпании, и в конечном итоге избежать ненужных проблем.

Ну а что же фактически волнует каждого пассажира? В первую очередь это цена билета и время вылета. Подобрав для себя подходящие предложения авиакомпаний, каждый пассажир будет оценивать каждый вариант полета по следующим рискам:

1. Вылетит ли вовремя рейс (пунктуальность).
2. Долетит ли до пункта назначения (безопасность).
3. Вылетит ли он вообще, особенно обратно (банкротство).

Изучая опыт зарубежных друзей, вы можете легко найти большое количество популярных сайтов, которые предоставляют пассажирам большое количество информации о любой авиакомпании, о ее финансовом рейтинге, безопасности полетов, о пунктуальности рейсов на конкретном направлении, а также массу другой дополнительной информации. Важно отметить то обстоятельство, что большинство данных вы можете получить сразу после бронирования билета. Всю публичную информацию легко можно найти как по официальным каналам, так и из частных источников. За рубежом выбор перевозчика пассажиром построено на основе:

1. Доступности для каждого пассажира максимальной объективной информации о перевозчике.
2. Возможность сопоставления пассажиром объективных данных конкурирующих продуктов различных перевозчиков.

К примеру, летом 2009 года такая доступность к информации позволила многим пассажирам избежать покупки билетов на рейс авиакомпании Sky Europe, отмененного через несколько дней, из-за банкротства перевозчика. Состояние финансового состояния было хорошо освещено в общедоступных материалах.

Ситуация в России выглядит несколько иначе. Вся информация, которая собирается органами власти, служит только для применения санкций этими органами, а вот пассажирам такая информация не предоставляется. Фактически наши пассажиры лишены права на выбор перевозчика, лишены права избежать ненужных им проблемам. Но зато они имеют право надеяться, что виновных обязательно накажут.

А те попытки наших властей, которые якобы собираются довести информацию до пассажиров, выглядят как первоапрельская шутка. Примером такой попытки можно назвать рейтинг пунктуальности авиакомпаний, который публикуется Росавиацией. Довольно сложно разобраться в том большом нагромождении публикуемых цифр. Без калькулятора или табличного редактора в таком нагромождении довольно сложно разобраться. Данные, которые представляются пассажирам, выглядят как «средняя температура по больнице», без всякой возможности узнать возможности построения запросов по разным причинам, которые характеризуют причины задержки и отмены рейсов. А полное отсутствие информации о задержках рейсов до 2-х часов, что очень часто критично для деловых поездок, можно объяснить репрессивным характером существующей системы мониторинга. А в связи с тем, что задержки до двух часов никаких действий для перевозчика по Воздушному кодексу и ФАПам не предусмотрено, то в таких случаях и пассажирам о них знать совсем не обязательно, это единственное, чем хоть чем-нибудь может быть полезен сайт Росавиации пассажирам авиалиний. Аналогичную ситуацию можно наблюдать по финансовым мониторингам российских авиакомпаний, данные которые изредка публикуются ГосНИИ ГА и АЭВТ на сайте АТО.ru. Здесь в большинстве случаев находятся агрерированные цифры, которые отражают общие тенденции рынка авиаперевозок или рейтинг производственных показателей его участников, но ни в коей мере они не помогают пассажиру сделать выбор в сторону наиболее финансово стойкой авиакомпании.

Еще более сложные обстоятельства, особенно в сфере безопасности полетов, можно наблюдать только в отдельных авиакомпаниях. Большинство существующих материалов имеют гриф – «Для служебного пользования» и такие данные для основного числа пассажиров недоступны. В самом лучшем случае для пассажиров будет доступной только информация о «средней температуре», которая в исключительных случаях может проскользнуть в публикациях средств информации. Хотя не лишним было бы любому пассажиру узнать, какие нарушения состоялись в сферах безопасности и их количествах, и по каким причинам допускает их та авиакомпания, которой они собрались доверить свою жизнь.

В авиационной отрасли бытует мнение, что наше государство, взяв на себя все функции контроля и создав все инструменты мониторинга и контроля ответственности перевозчиков, дает гарантию пассажирам комфорт и безопасность перелета, а также сам факт доставки в пункт назначения.

Но как ни странно, российская действительность заставляет нас усомниться в эффективности существующего государственного контроля, а самое главное, судебной системы, которая применяется к такой очень сложной системе как авиаперевозки. Смехотворно незначительные суммы компенсаций, которые присуждаются пассажирам за нарушение их прав, заставляют пойти в суд только слишком принципиального человека. В большинстве случаев за катастрофы отвечают пилоты, которые в большинстве случаев уже на небесах, а за банкротства только те, кого назначат органы управления или того, кого смогут поймать.

Ко всему этому такая позиция государственной опеки, которая изолирует пассажиров от реалий дел в компаниях, порождает в них иждивенческое настроение. В итоге получается бездумная погоня пассажиров за самыми низкими ценами на билеты, не учитывая того, за счет чего был достигнут такой демпинг. Вот и получаются, таким образом, различные «Континенты», а также другие «рога-и-копыта», обладающие сомнительными экономическими ресурсами и механизмами. В результате такой политики страдают «правильные» авиакомпании от таких продаж, а затем и пассажиры, которые приобрели билеты в «неправильных» авиакомпаниях и после этого вынуждены сутками сидеть в холлах аэропортов, ожидая вылета.

Вполне понятно, что сразу создаются авральные оперативные штабы, которые заставляют «правильные» авиакомпании бесплатно перевозить застрявших пассажиров. Для этой цели изобретаются какие-то «фонды гарантирования перевозок», которые возлагают всю финансовую ответственность за банкротов на авиакомпании, которые работают стабильно. А ведь вся система финансового контроля и наказания участников рынка авиаперевозок находится в руках государства, которое представляет в нашем случае Росавиация. В данном случае очень удобно и спокойно осуществлять таким образом «контроль» рынка перевозок, когда за ошибки неинформированных пассажиров и властей платят те, кто делает правильный выбор при заказе авиабилетов, или те, кто хорошо работает.

Очень важным является то обстоятельство, чтобы все первоисточники существующей информации, а это отчетные данные надзорных ведомств, аэропортов и авиакомпаний, должны быть доступными в режиме реального времени любым организациям и лицам, которые захотят составить отраслевой рейтинг авиакомпаний по любому из перечисленных показателей. Это даст возможность избежать ненужных перекосов, а пассажирам возможность сделать правильный выбор.